- Нил, епископ Тверской
- Нил (ум. 3 IV 1521) – епископ Тверской, автор посланий. Н. происходил из греческой фамилии Траханиотов, многие представители которой состояли на службе при московском дворе; однако из слов Летописи Псковской I о том, что будущий епископ «был того же роду» (что и Траханиоты), делается обычно неоправданное заключение, будто он прибыл в Россию в свите Софьи Палеолог в 1472 г. (Псковские летописи. М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 74). Так или иначе между 1503 и 1506 гг. Н. был уже поставлен игуменом Московского Богоявленского монастыря, а 24 августа 1509 г. (по другим источникам – 20 августа: ПСРЛ. М.; Л., 1963. Т. 28. С. 345) – епископом Тверским; в этом сане Н. и скончался (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 175, 442). В указаниях на день смерти тверского владыки между источниками обнаруживаются разногласия – в некоторых она показана под 30 марта (ПСРЛ. М., 1965. Т. 30. С. 145). Отметив особенное внимание Н. к лавре святого Афанасия Афонского в послании князю Георгию Дмитровскому, В. Г. Брюсова предположила, что Н. до приезда в Россию был иноком этой обители; однако не менее вероятно, что он приехал из Иверского или Ватопедского монастыря, о которых идет речь в другом послании (к тому же, будучи уже тверским епископом, Н. посылал грамоту в Ватопедский монастырь – игумену Мартирию). Встречающееся в старых работах сообщение о поездке Н. в Константинополь неверно, поскольку основано на ошибке в прежних изданиях описи царского архива.
Сохранилось два послания Н. – некоему вельможе Георгию Дмитриевичу об артосе (В. С. Иконников считает, что Георгий Дмитриевич – это Юрий Тютин: Иконников В. С. Максим Грек и его время. Киев, 1915. С. 460) и князю Георгию Ивановичу Дмитровскому, который был также корреспондентом Иосифа Волоцкого. В изданном Н. К. Никольским послании Георгию Дмитриевичу Н., объясняя происхождение чина панагии, излагает сказание о странствовании апостолов и сообщает о посещении богородицей Афона и Кипра. Послание Н. почти дословно воспроизведено в первой части сочинения, надписанного именем Максима Грека: «Вопрошение известно от некоих: почто от тридневнаго воскресения Христова до Фомины суботы не воздвизают пречистая хлебца, токмо артус воздвизают, и глаголет диакон «Христос воскресе» 3, и потребляют артус в Фомину суботу?» (Сочинения преподобного Максима Грека. Казань, 1862. Ч. 3. С. 109–115). Хотя возможны сомнения в принадлежности этой статьи Максиму, вопреки В. Г. Брюсовой нет достаточных оснований атрибутировать ее в целом (включая следующие за рассуждением об артосе Сказание о иконе богоматери Иверской и Повесть о Ватопедском монастыре) епископу Н. Послание князю Георгию Ивановичу, обнаруженное и опубликованное В. Ф. Ржигой (вторично опубликовано В. Г. Брюсовой), является ответом на письмо князя. При построении церкви в селе Покровском (близ Кашина) погиб плотник, и князь не знал, как совершить чин погребения. Желая устранить смущение князя, Н. приводит рассказ о гибели Афанасия Афонского и излагает любопытный вариант апокрифического сказания о Лоте, взрастившем крестное древо. В литературе отмечено три списка послания Георгию Дмитриевичу (ГБЛ, Волок. собр., ф. 113, № 520; ГПБ, Q. XVII. 64; ГБЛ, собр. Румянцева, ф. 256, № 362) и один – послания Георгию Ивановичу (ЦГАДА, ф. 196, № 642).
Из пяти грамот Н., учтенных в описи архива Посольского приказа 1626 г. (Опись архива Посольского приказа 1626 года. М., 1977. Ч. 1. С. 70–71), сохранилась лишь грамота тверского владыки некоему Василию Андреевичу; предполагают, что это – В. А. Коробов, отправлявшийся в Константинополь в 1515 г. (по А. Л. Хорошкевич, адресат ее – Василий Копыл). В грамоте перечислены подарки Н. константинопольскому патриарху Пахомию. (Исходя из того, что в 1515 г. патриарха Пахомия не было на престоле, и не зная об ошибке в издании описи царского архива, Н. П. Лихачев предложил другую интерпретацию грамоты: она будто бы обращена к дворецкому Василию Андреевичу Челяднину, а перечисленные в ней подарки должен был отвезти патриарху из великокняжеской казны сам Н.; при этой интерпретации грамоту, по Н. П. Лихачеву, следует датировать 1510 г.). Грамота неоднократно публиковалась: Продолжение ДРВ. СПб., 1790. Ч. 6. С. 1–4; Соловьев С. М. История России с древнейших времен. СПб., б. г. Кн. 1, т. 1–5. Стб. 1708–1709; Лихачев Н. П. Палеографическое значение... Ч. 1. С. XXXI, примеч. 2.
Изд.: Никольский Н. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Христ. чт. 1909. № 8–9. С. 1115–1119; Ржига В. Ф. Новый вариант сказания о Лоте // ИОРЯС. 1928. Т. 1, кн. 2. С. 499–506; Брюсова В. Г. Тверской епископ грек Нил и его Послание князю Георгию Ивановичу // ТОДРЛ, Л., 1974. Т. 28. С. 180–187.
Лит.: Чередеев К. Биографии тверских иерархов. Тверь, 1859. С. 56–57; Филарет. Обзор. С. 136; Титов А. А. Тверские епископы: Материалы для истории русской церкви. М., 1890. С. 47–48; Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Ч. 1. С. XXX–XXXI; Зимин А. А. Государственный архив России XVI столетия: Опыт реконструкции. М., 1978. Т. 1. С. 193–194; Хорошкевич А. Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV – начала XVI в. М., 1980. С. 45, 200, 230.
Доп.: Флоpя Б. Н. Греко-эмигранты в Русском государстве второй половины XV – начала XVI в.: Политическая и культурная деятельность // Руско-балкански културни връзки през средновековието. София, 1982. С. 124, 125, 131, 140.
Т. В. Буланина
Словарь книжников и книжности Древней Руси.